Обыватель сегодня изменился. Как потребителя, его, конечно, интересуют достижения науки – новые телефоны, телевизоры и машины. Но сделать науку своим мировоззрением согласны очень немногие, говорит заведующий сектором Института социологии РАН Михаил Черныш. «Пытаясь объяснить окружающий мир, современный обыватель скорее пойдет к отцу Александру, а не к Виталию Гинзбургу», - считает ученый. В науку «двигают», в основном, дети представителей среднего класса и интеллигенции. Обывателю научная деятельность видится своего испытанием, почти «монашеским обетом», считает Черныш. Кроме того, пресса и телевидение не освещают в достаточной мере достижения отечественных ученых, мы слышим только о зарубежных научных сенсациях, это одна из причин потери интереса к российской науке.
Нет в мире нелюбознательных людей, уверен Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга, автор научно-популярных книг по астрономии. Часто ученые не понимают, насколько важна сенсация, и сами не идут к читателю, а ждут его. «Без ученого журналист не сделает хорошей новости, хорошую статью без журналиста ученому написать трудно», - считает он. Наша научно-популярная литература и телевидение переживают нелегкие времена, много финансовых проблем. На Западе статус ученого-популяризатора необычайно высок.
«Главная проблема – не сенсация, следующий за ней шаг», - полагает заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Бунтман. Планка сенсации завышена, нас не удивляет, что астрономы с завидной регулярностью делают новые открытия, обывателя можно поразить только встречей с инопланетянином. В гуманитарных науках, например, истории, удается поддерживать интерес слушателей, с наукой сложнее, отмечает Бунтман.
Надо готовить ученых к популяризации знаний, считает Светлана Боринская из Института общей генетики РАН, специалист в области генетики и эволюции человека, этногеномики, автор научно-популярных книг. Религия, например, обращается к понятийным ценностям, наука часто оперирует абстрактными понятиями. «Ученых, в отличие от проповедников, не учат владеть вниманием аудитории», - подчеркивает Боринская.
Каждый хочет, чтобы его информировали честно, правдиво, достоверно и в полном соответствии с его представлениями. «Надо научиться доносить до читателя свою мысль так, что бы ему было понятно и нескучно», - счиатет Александр Голиков, эксперт UNEP (программа ООН по охране окружающей среды) в области биобезопасности. Чтобы «достучаться» до обывателя, надо начинать с того, что делает науку не скучной, не обязательно с сенсации.
Спад интереса к науке отмечается не только в Росси, но и на Западе, заметила Виола Егикова, руководитель Российской ассоциации научных журналистов, возглавляющая отдел науки в газете «Московская правда». Так же, как мы с вами, собираются ученые и журналисты, обсуждают, что предпринять, дабы увлечь широкую публику научными достижениями.
***