События
   
НАЗАД ДОМОЙ

gh НАУКА ДЛЯ ОБЫВАТЕЛЯ, КАКАЯ ОНА?

Москва , Региональный общественный Фонд содействия отечественной науке
28.11.2008
Как сделать науку привлекательно для обывателя? Ответить на этот вопрос в очередной раз попытались известные московские ученые и научные журналисты, которых собрал за «круглым столом» Региональный общественный Фонд содействия отечественной науке.
Послать почту Автор исследования: Марина Аствацатурян , Москва

Дополнительную информацию можно узнать здесь: (495) 137-7985, 960–7178 или sciencesupport1@gmail.com
Фотографии и рисунки:
Ключевые слова:

Обыватель сегодня изменился. Как потребителя, его, конечно, интересуют достижения науки – новые телефоны, телевизоры и машины. Но сделать науку своим мировоззрением согласны очень немногие, говорит заведующий сектором Института социологии РАН Михаил Черныш. «Пытаясь объяснить окружающий мир, современный обыватель скорее пойдет к отцу Александру, а не к Виталию Гинзбургу», - считает ученый. В науку «двигают», в основном, дети представителей среднего класса и интеллигенции. Обывателю научная деятельность видится своего испытанием, почти «монашеским обетом», считает Черныш. Кроме того, пресса и телевидение не освещают в достаточной мере достижения отечественных ученых, мы слышим только о зарубежных научных сенсациях, это одна из причин потери интереса к российской науке.

Нет в мире нелюбознательных людей, уверен Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга, автор научно-популярных книг по астрономии. Часто ученые не понимают, насколько важна сенсация, и сами не идут к читателю, а ждут его. «Без ученого журналист не сделает хорошей новости, хорошую статью без журналиста ученому написать трудно», - считает он. Наша научно-популярная литература и телевидение переживают нелегкие времена, много финансовых проблем. На Западе статус ученого-популяризатора необычайно высок.

«Главная проблема – не сенсация, следующий за ней шаг», - полагает заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Бунтман. Планка сенсации завышена, нас не удивляет, что астрономы с завидной регулярностью делают новые открытия, обывателя можно поразить только встречей с инопланетянином. В гуманитарных науках, например, истории, удается поддерживать интерес слушателей, с наукой сложнее, отмечает Бунтман.

Надо готовить ученых к популяризации знаний, считает Светлана Боринская из Института общей генетики РАН, специалист в области генетики и эволюции человека, этногеномики, автор научно-популярных книг. Религия, например, обращается к понятийным ценностям, наука часто оперирует абстрактными понятиями. «Ученых, в отличие от проповедников, не учат владеть вниманием аудитории», - подчеркивает Боринская.

Каждый хочет, чтобы его информировали честно, правдиво, достоверно и в полном соответствии с его представлениями. «Надо научиться доносить до читателя свою мысль так, что бы ему было понятно и нескучно», - счиатет Александр Голиков, эксперт UNEP (программа ООН по охране окружающей среды) в области биобезопасности. Чтобы «достучаться» до обывателя, надо начинать с того, что делает науку не скучной, не обязательно с сенсации.

Спад интереса к науке отмечается не только в Росси, но и на Западе, заметила Виола Егикова, руководитель Российской ассоциации научных журналистов, возглавляющая отдел науки в газете «Московская правда». Так же, как мы с вами, собираются ученые и журналисты, обсуждают, что предпринять, дабы увлечь широкую публику научными достижениями.

***

"Журнал 'Химия и жизнь - XXI век' "
Пустая строка
НАЗАД ДОМОЙ
 



return_links(); ?>